На главную страницу сайта


ТЕОРИИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

С.Н. Ениколопов, О.А. Кравцова.
// "Прикладная психология", № 4, 1999, стр.45

Авторы:

С.Н. Ениколопов - зав. отделом клинической психологии Научного центра психологического здоровья РАМН, канд. психол. наук

О.А. Кравцова - аспирантка кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Проблема изучения сексуального насилия - одного из наиболее жестоких преступлений против личности, - его причин и последствий, является не только социальной и криминологической, но и в большой мере психологической проблемой. Для того чтобы эффективно бороться с этим злом, необходимо попытаться понять, кто, в какой ситуации и почему совершает насилие.

Понятие изнасилования как принуждения к сексуальной близости против желания включает в себя широкий спектр случаев: от ситуаций, когда незнакомый человек внезапно нападает на жертву, используя оружие или угрожая им, нанося физические повреждения, - до ситуаций, когда насильник и жертва были знакомы друг с другом и, может быть, даже имели сексуальные контакты прежде. Ситуации первого типа (в западной литературе их называются жестокими, или блиц-изнасилованиями) составляют, вопреки распространенному мнению, меньшую часть всех изнасилований. Ситуации второго типа (их называют изнасилованиями "доверия", изнасилованиями знакомыми) составляют большую, хотя и почти всегда скрытую от посторонних глаз, часть этих преступлений.

Хотя сексуальное насилие имеет многовековую историю и давно признано значимой социальной проблемой во многих обществах, серьезный научный интерес к этому вопросу возник лишь в 70-х годах XX века.

Первое психологическое исследование жертв изнасилования было проведено в США в 1974 году (Burgess, Holmstrom, 1974). В нашей же стране, вплоть до недавнего времени, изучение любых аспектов сексуальной жизни находилось, как известно, под идеологическим запретом, и сфера половой преступности была исключительной прерогативой криминологов. В этой области не проводилось серьезных и комплексных исследований; криминологические статьи содержат в основном лишь демографические характеристики преступников, описания их поведения и ситуаций насилия. Психиатрические исследования, основанные на патологическом материале, тоже не всегда могут претендовать на статус объяснительных теорий изнасилования: большинство совершающих насилие психически здоровы, а если у них и обнаруживаются психические отклонения - для объяснения всего спектра ситуаций изнасилования только психиатрической точки зрения недостаточно (см. Антонян, 1990).

Изнасилования, как девиантная форма сексуального поведения, должны рассматриваться комплексно, и, наверное, ни одна проблема не включает в себя таких сложных переплетений правовых, медицинских, социальных, культурных и психологических аспектов. В середине 70-х годов XX века возникли три новые теоретические версии объяснения изнасилования: феминистская, теория социального научения и эволюционная. В рамках этих трех подходов проводилось большое количество исследований, анализировавших как "жестокие" изнасилования, так и ситуации сексуального насилия над знакомыми и семейного насилия.

Феминистская теория.

Ее можно считать наиболее распространенной (и, пожалуй, наиболее популярной у нас сейчас) (Brownmiller, Gordon, Riger, Schwendinger T.&H. и др.). Этот подход рассматривает изнасилование как результат давних и глубоко укоренившихся социальных традиций, согласно которым мужчины доминируют практически во всех социополитических и экономических сферах (отражением и усилением этого мужского доминирования и эксплуатации женщин, по мнению феминистов, служат явления порнографии и проституции). Феминисты утверждают, что в патриархальном обществе существует тенденция не расценивать женщину как равноправного участника межличностных взаимодействий. Крайним выражением этой тенденции является взгляд на женщину как на собственность. Изнасилование по этой теории - "псевдосексуальный акт", мотивируемый желанием власти и контроля, а не сексуальным влечением, а сексуальная интимность и эксплуатация в данном случае лишь используются мужчинами для поддержания их первенства. Страх возможного изнасилования и других форм сексуального посягательства сужает круг активности женщины до относительно "безопасного" поведения.

Феминисты считают, что изнасилование - преступление, связанное с властью и помогающее удерживать женщину на более низком социальном уровне. Но если это предположение верно, возникает вопрос - почему насильники не просто бьют и унижают женщин, используя свое превосходство в физической силе? Много споров ведется и о том, является ли изнасилование актом политической доминантности или актом сексуального влечения. Однако не вызывает сомнений тот факт, что изнасилование несет в себе гораздо больше унижения и позора, чем любое другое преступление против личности; и этот урок как женщины, так и мужчины с детства усваивают из установок общества, примеров истории, постулатов религии. Наличие сексуально аспекта в преступлении прибавляет к физическим повреждениям ряд долговременных эмоциональных последствий.

Исследования, проведенные на заключенных-насильниках (Gordon, Riger, 1989), показывают, что около 1/3 из них были женаты и жили активной половой жизнью со своими женами на момент совершения насилия. Из тех, кто не был женат, большинство имели регулярные добровольные сексуальные отношения. Психологический профиль заключенного-насильника похож на профиль любого другого преступника, значимое отличие состоит лишь в том, что 70~80% осужденных за изнасилование в детстве сами подвергались сексуальному насилию (для всей популяции заключенных эти цифры составляют 30-40%). Такие люди обычно характеризуются особой эмоциональной незрелостью, тенденцией выражать гнев и фрустрацию через агрессию.

Американский психолог Николас Грот (Groth, Birnbaum, 1979) исследовал 348 осужденных насильников (мужчин) с целью выяснения преобладающих мотивов преступления. 55% отметили желание контроля и власти над жертвой, 40% - ярость, желание унижения, избиения жертвы. 5% изнасилований были расценены исследователями как садистские; в них присутствовали как гнев, ярость, так и желание власти. Эти данные подтверждают феминистскую гипотезу о том, что с точки зрения преступника изнасилование не является лишь актом сексуального влечения. Однако с позиции жертвы это преступление редко воспринимается как акт политического доминирования. Необходимо отметить, что изучение мотивов поведения насильников представляет значительную трудность и отделить сексуальные мотивы от мотивов доминирования в этой ситуации очень сложно. Подобные исследования проводятся чаще всего на заключенных в тюрьме, а эта выборка дает представление только о некоторых типах лиц, совершающих изнасилование. Латентность сексуальных преступлений очень велика: далеко не все жертвы заявляют о случившемся в милицию, не все зарегистрированные преступления бывают раскрыты, не все преступники пойманы и осуждены.

Считая изнасилование результатом социального неравенства полов, феминистская теория, к сожалению, не дает ясного направления улучшения ситуации. Приверженцы этого подхода разделились в ответе на вопрос, как уменьшить процент изнасилований. Часть из них акцентирует необходимость более строгого наказания насильников (Brownmiller), другая часть утверждает, что фокус внимания должен быть смещен на достижение равноправия в социоэкономической сфере (Schwendinger).

Эмпирические исследования показывают, что изнасилование действительно имеет отношение к половым различиям в социальной, политической и экономической сферах, однако не в том смысле, что уменьшение этих различий ведет к снижению насилия, а, скорее, наоборот. Существуют данные, подтверждающие "версию фрустрации", а именно: чем больше в обществе различия в статусе мужчины и женщины, тем меньше показатель сексуального насилия, и наоборот (Ellis, 1989). Тем не менее, эти факты не наносят существенного ущерба феминистской теории, так как могут иметь следующее объяснение: тенденция продвижения к социальному равноправию сопровождается расширением юридического понятия изнасилования и увеличением вероятности заявления жертвы о преступлении.

Согласно феминистской теории, большую роль играют факторы установок и "мифов", существующих в обществе относительно сексуального насилия. Исследования подтверждают, что насильники имеют более агрессивные по отношению к женщинам и более оправдывающие изнасилования установки, чем другие мужчины (Burt, 1980).

Существуют эмпирические данные, которые иногда трактуют как подтверждение мифов. Например, значительное количество женщин в анонимных опросниках отмечают, что они, по крайней мере, иногда, фантазируют в сексуальном контакте с элементами насилия, атаки. Однако неправомерно делать из этого вывод, что "большинство женщин мечтает быть изнасилованными". Около 1/3 женщин признали, что в их жизни бывали ситуации, когда они, сказав "нет", на самом деле желали сексуального контакта (там же). Это якобы подтверждает миф о том, что "нет" часто означает "да". Тем не менее, подобные данные скорее служат поддержкой феминистской теории, чем подтверждают мифы. Каковы бы ни были фантазии здорового человека, их развитие и последствия он(а) всегда контролирует. В реальной жизни человек также стремится сохранять контроль над ситуацией. Значит потеря этого контроля, невозможность действий согласно собственным желаниям является экстремально стрессогенным фактором в ситуации сексуального насилия.

Недостатком феминистской теории ее критики считают взгляд на изнасилование, как на "псевдосексуальный" акт, в котором сексуальное влечение играет незначительную роль. Те исследования, в которых предпринимались попытки изучения мотивации изнасилования, не подтверждают эту точку зрения (Quinsey, 1984). "Жестокие" изнасилования часто включают девиантные сексуальные фантазии, реализовать которые принуждает жертву насильник. В случаях "изнасилования на свидании" мужчины часто используют различные "тактики", чтобы добиться сексуального контакта: совместное распитие алкоголя с целью "опоить" женщину, ложные заверения в любви, угроза разрыва отношений. Таким образом, можно заключить, что феминистская теория недооценивает степень сексуальной мотивации изнасилования и несколько переоценивает роль "сексистских" установок.

Теория сексуального научения

(Bandura, Donnerstein, Linz и др.).

Толчком к созданию этой теории послужил следующий факт. В 1973 году президентская комиссия по порнографии заключила, что распространение порнографии не имеет тенденции усиливать агрессию или другие формы асоциального поведения. Этот вывод был подвергнут сомнению: было проведено исследование A.Bandura (Bandura, 1973), которое показало, что многократное предъявление любых стимулов имеет тенденцию образовывать положительное отношение к этим стимулам. Bandura предполагает, что агрессивному поведению научаются большей частью через имитацию моделей, которые исходят в основном из трех источников:

1) ранние ассоциации с членами семьи и/или сверстниками;

2) культура и субкультура;

3) в настоящее время - средства массовой информации.

Bandura рассматривает телевидение и другие визуальные средства массовой информации, как имеющие особое влияние, так как они:

а) "учат" актуальным методам агрессии;

б) очень редко дают примеры нормального социального подавления агрессии;

в) уменьшают восприимчивость к насилию путем многократного предъявления;

г) "учат" методам рационализации и оправдания агрессии.

Теория социального научения рассматривает изнасилование как часть агрессивного поведения по отношению к женщинам, усвоенного через четыре взаимозависимых процесса:

1) "эффект модели" - имитация сцен изнасилования и других видов насилия над женщиной, которые можно увидеть в реальной жизни и в средствах массовой информации;

2) "эффект связи секса и насилия" - образование ассоциаций между сексуальностью и насилием (в результате многократного предъявления порнографии);

3) "эффект мифов" - вера в многочисленные мифы, касающиеся сексуального насилия ("нет" означает "да", "женщина втайне мечтает быть изнасилованной" и т. п.);

4) "эффект нечувствительности" - снижение восприимчивости к чужой боли,страху и унижению, сопровождающим сексуальное насилие.

В некоторых аспектах объяснения изнасилований теория социального научения похожа на феминистскую теорию. Во-первых, обе теории рассматривают социальное и культурное научение, как имеющее важное влияние на число изнасилований. Во-вторых, обе они выделяют черты современного западного общества, позволяющие мужчинам сексуально эксплуатировать женщин. В-третьих, обе теории отвергают предположения о внекультурных переменных, которые могли бы влиять на индивидуальную изменчивость склонности к совершению изнасилования.

Отличия двух теорий состоят в следующем. Феминистская концентрируется скорее на социологической (и даже политической) эксплуатации женщины мужчиной как причине, лежащей в основе изнасилований. Теория социального научения рассматривает культурные традиции в связи с интерперсональной агрессией как причиной сексуального насилия. Теория социального научения не настаивает на рассмотрении изнасилования как исключительно несексуального акта, но, тем не менее, соглашается с феминистской теорией в том, что основная мотивация изнасилования - не сексуальное влечение. Обе теории признают порнографию фактором, провоцирующим рост изнасилований, но феминистская теория объясняет это в терминах тенденции унизить женщину и лишить ее социоэкономической власти, а теория социального научения - в терминах модели связи сексуальности и насилия, мифов об изнасиловании и эффекта нечувствительности. Теория социального научения рассматривает изнасилование как результат совместного влияния культурных и средовых факторов, опосредованных установками, половыми ролевыми стереотипами и другими процессами, связывающими физическую агрессию и сексуальность.

Исследования подтверждают гипотезу теории социального научения о том, что предъявление порнографии увеличивает склонность к совершению сексуального насилия (Ellis, 1989). Однако теория не объясняет индивидуальных различий среди мужчин в интересе к порнографии, особенно жестокой, а также того факта, что многие мужчины, имевшие дело с порнографией, не совершают сексуального насилия и не выказывают к этому намерений. Сторонники теории расходятся во мнениях, любая ли порнография увеличивает тенденции к насилию, или только жестокая. Поскольку изнасилование не может служить зависимой переменной в лабораторном эксперименте, эти противоречия представляются трудными для разрешения.

Эволюционная теория

(Deutch, 1944).

Здесь, вероятно, впервые было выделено предположение о том, что склонность к сексуальному насилию может иметь эволюционный базис. В этой теории утверждается, что потеря на определенный период сексуальной восприимчивости у женщин означает начало ее подчинения сексуальному желанию мужчины; что изнасилование может быть одним из последствий этого. Современными представителями эволюционной (или социобиологической) теории являются Barash, Symons, Shields, Quinsey и другие. Наиболее общими для них являются следующие аргументы: мужские и женские особи, особенно среди млекопитающих, склонны к разным типам распределения времени и энергии на задачи репродукции. Среди практически всех видов млекопитающих для самок особенно важна забота о потомстве, в то время как самцы стремятся к наличию наибольшего возможного количества сексуальных партнеров. Чтобы объяснить, почему возникают такие половые различия, следует заметить, что самкам, в отличие от самцов, приходится посвящать большое количество репродуктивного времени и энергии вынашиванию и выращиванию потомства. Кроме того, самцы находятся в более "невыгодном", по сравнению с самками, положении по способности идентифицировать собственного детеныша после рождения. Таким образом, по двум причинам - меньшему участию самца в воспитании потомства и меньшей родительской уверенности - можно заключить, что время и энергию, которые самец не тратит (и не может тратить) на вынашивание потомства, он отдает другим видам репродуктивной активности. Поэтому, как считают сторонники эволюционной теории, мужские особи более склонны к образованию поведенческих черт, увеличивающих их шансы на осеменение большего числа женских особей, чем черт, благоприятствующих постоянной заботе о нескольких детенышах. Если это верно, то насильственная копулятивная тактика (изнасилование) может быть результатом естественного отбора. В то время как естественный отбор отдает предпочтение мужчинам, использующим насильственную тактику для оплодотворения женщины, он будет благоприятствовать женщинам, которые этой тактике сопротивляются. Насильственная копуляция не оставляет женщине возможноаи выбора отца для будущего ребенка, а ее выбор должен быть сделан в сторону уменьшения различий во вкладе сил в выращивание потомства (эта селекция особенно сильна среди таких видов, где срок вынашивания потомства относительно велик). Самка остается невосприимчивой к любовным увертюрам партнера до тех пор, пока он не продемонстрирует ясное намерение долговременных отношений с ней и возможным потомством; тем самым она увеличивает свой репродуктивный потенциал.

Итак, эволюционная теория рассматривает агрессивную копулятивную тактику как крайнюю реакцию на естественный отбор, который заставляет мужчину быть более напористым в попытках копуляции, чем женщина. Однако из-за того, что насильственная копуляция редуцирует возможность женщины отдавать предпочтение мужчине, который будет заботиться о ней и о детях, у нее наблюдается тенденция избегать насильственной копуляции и сопротивляться ей. Согласно эволюционной теории, появляющееся в результате напряжение между разными оптимальными подходами к репродукции у мужчины и женщины является причиной большей части тех случаев фрустраций, компромисса и обмана, которые демонстрируют оба пола в период ухаживания (и, в меньшей степени, на протяжении всей жизни).

Исследования во многом подтверждают гипотезы эволюционной теории. Согласно статистике, жертвами изнасилования в большинстве случаев являются женщины репродуктивного возраста (16-35 лет), значителен риск беременности после насилия. Средний уровень сексуальной активности у насильников выше, чем в среднем у всех мужчин.

Недостатком эволюционной теории является то, что социальные, ситуативные факторы, факторы научения рассматриваются здесь только как второстепенные, а не как одни из основных.

Постулируя генетический базис изнасилований, эволюционная теория обеспечивает основу для объяснения индивидуальной вариабельности в склонности к совершению изнасилования у мужчин, которая независима от предъявления порнографии, половых ролей и других социополитических средовых переменных (которые признаются другими двумя теориями). Тем не менее большинство сторонников эволюционной теории на данном этапе не могут определить природу генетических факторов, вариабельность которых может влиять на склонность к сексуальному насилию. Другими словами, эволюционная теория до настоящего времени концентрировала внимание на определении направления естественного отбора (в сторону насильственной копулятивной тактики самцов), вместо того, чтобы идентифицировать генетические, нейрохимические и более опосредованные факторы, лежащие в основе индивидуальной изменчивости. Позже были предложены еще несколько теорий, но они основаны на исследованиях только жестоких изнасилований, поэтому являются более ограниченными. Теория сексуального насилия должна охватывать широкий круг вопросов и анализировать как ситуации блиц-изнасилований, так и случаи "насилия на свидании" (последних, поданным различных исследований, большинство, хотя и латентность их гораздо выше).

Ellis (1989) была предложена

интегративная ("синтетическая") теория,

содержащая основные элементы феминистской, эволюционной теории и теории социального научения, а также идеи, возникшие из долговременного интереса автора к влиянию половых гормонов и особенностей функционирования мозга на агрессивное сексуальное поведение. Теория Ellis включает четыре положения.

I. В основе большинства изнасилований лежат две потребности: сексуальное влечение и желание власти и контроля.

Первое положение включает несколько отличий от феминистской теории в указании на мотив власти и доминирования;

феминисты представляют это доминирование как превосходство "класса" мужчин над "классом" женщин, а сторонники синтетической теории - как индивидуальное желание конкретного мужчины доминировать над конкретной женщиной. То есть мужской статус и власть используются не как самоцель, а как средство, помогающее мужчинам соревноваться друг с другом в приобретении контроля и права собственности над конкретной женщиной;

феминистская теория рассматривает мужскую агрессию по отношению к женщинам и стремление доминировать как чисто человеческий,культурно обусловленный феномен.

Но, хотя методы ("тактики"), используемые мужчинами, большей частью являются приобретенными через научение, современные исследования показывают, что оба влечения - к сексу и к доминированию - широко распространены и в животном царстве, в большой мере контролируются примитивными мозговыми функциями и мало чувствительны к научению (особенно к научению, опосредстованному языком).

Хотя положения феминистской теории концентрируются лишь на мужских попытках контроля и доминирования над женщиной, согласно современным представлениям, желание права собственности и контроля присутствует в мотивации обоих полов (хотя и существуют различия в том, как мужчины и женщины склонны выражать эти желания, и в том, какие средства для их достижения они используют).

II. Поведение, включенное в совершение изнасилования, во многом - результат научения, хотя и не все мужчины одинаково восприимчивы к этому научению.

III. Как результат естественного отбора, мужчина имеет более сильное сексуальное влечение, чем женщина и с большей вероятностью направляет свою репродуктивную энергию на множество партнеров, в то время как женщины имеют тенденцию сопротивляться копуляции до тех пор, пока ухаживающий мужчина не продемонстрирует убедительную готовность долговременных отношений и заботы о женщине и возможном потомстве (именно по причине потери женщиной контроля за собственным репродуктивным поведением, считает Ellis, изнасилование, даже не сопровождающееся серьезными физическими повреждениями, является большой травмой).

Существует неодарвинистская концепция, которая может помочь объяснить половые различия в вопросах репродукции. Согласно этой концепции, животных можно расположить на континууме R-K-селекции, согласно типу их репродукции. R-полюс характеризуется рождением большего количества детенышей, меньшим периодом вынашивания, меньшей степенью заботы о родившемся потомстве и, соответственно, более высокой смертностью потомства. Для К-полюса, напротив, характерно рождение небольшого числа детенышей, более долгий период вынашивания и воспитания, меньшая смертность потомства. Авторы концепции считают, что на этом континууме мужчины находятся несколько ближе к R-полюсу, а женщины - к К-полюсу. В пользу этой гипотезы говорят факты, что мальчиков рождается несколько больше, чем девочек (51%), мужское воспитание короче, мужчины чаще погибают, их продолжительность жизни короче, раньше возникает половое влечение и оно интенсивнее. Это наблюдается как у людей, так и у животных. Изнасилование может рассматриваться, как экстремальное проявление напористости в сексуальном сближении, одном из главных аспектов репродукции. Хотя необходимы более подробные исследования, есть данные, поддерживающие гипотезу о том, что индивиды с криминальной историей в целом имеют характеристики, более смещенные к R-полюсу, чем остальные мужчины в популяции.

IV. Благодаря различным типам и степени воздействия андрогенов на головной мозг, мужчины варьируют в их склонности к совершению изнасилования, и в их восприимчивости к научению насильственным тактикам копуляции.

В соответствии с положениями интегративной теории порог насильственной копуляции - точка на оси, выше которой велика вероятность использования индивидом физической силы при попытках достижения сексуального контакта. Исследования показывают, что около 40% мужчин и 1-2% женщин могут превышать этот порог (хотя эти цифры могут варьировать в разных популяциях). Теоретически, только индивиды, находящиеся выше этого порога, могут совершить изнасилование. Цифры основаны на опросах заключенных-насильников и на опросах генеральной популяции (например, о фантазиях о принуждении к сексу силой).

Согласно данной концептуальной схеме, позиция индивида на оси определяется в основном двумя мозговыми паттернами:

1) гипоталамусом, который имеет дело с мотивацией сексуального поведения в двух отношениях: интенсивности сексуального влечения и ориентации этого влечения на обладание несколькими партнерами;

2) ретикулярной формацией, отвечающей за индивидуальную изменчивость чувствительности к страданиям других (так же как и к другим стимулам). Здесь утверждается, что личности, более склонные к насильственным копулятивным тактикам, относительно нечувствительны к страданиям других.

Итак, на склонность к сексуальному насилию, согласно Ellis, влияют переменные I порядка (базисные) - такие как генетическая предрасположенность, эволюционное развитие, функционирование мозга, гормональные характеристики и порог насильственной копуляции - и II порядка (более частые в жизни): факторы мотивации и научения, индивидуальные и расовые различия, социальные и культурные переменные, общественная реакция.

Как всякая синтетическая теория, учитывающая различные точки зрения и сочетающая положительные стороны многочисленных подходов к вопросу, теория Ellis представляется наиболее полной, однако проблема причин и предотвращения сексуального насилия, к сожалению, далека от своего разрешения. Продолжается поиск факторов, влияющих на склонность к совершению изнасилований, необходимы дальнейшее подробное изучение отдельных переменных и, конечно, разработка практических рекомендаций относительно путей предотвращения этих преступлений. Нужно отметить, что в последнее время изучением данной проблемы активно занялись и отечественные психологи.

Прикладная психология № 4 1999


На главную страницу сайта

Хостинг от uCoz