На главную страницу сайта


Игра против игры

Заметки о психодраматической работе с зависимыми от азартных игр

Власова Юлия, Светлова Ольга, Шитов Евгений, Щербаков Анатолий.
// "Играть по-русски". Психодрама в России: истории, смыслы, символы (Коллективная монография) / Составители Е.В.Лопухина, Е.Л.Михайлова - М.: Независимая фирма "Класс", 2003. - 320с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 105) - стр. 253-263

Чтобы помочь зависимому от азартной игры, нужно очень хорошо представлять, что, собственно, формирует патологическую мотивацию, заставляющую играть снова и снова. Наши встречи с пациентами, а также анализ весьма скудной русскоязычной литературы, которая существует на этот счет, постепенно выявили схожий у всех игроманов миф, который состоит из трех крепко сцепленных между собой компонентов.

Первый: у каждого игрока существует не менее десятка баек на тему выигрышей других. Обратим внимание, что в мифе зависимого игрока никогда не отразится мотив неудачи, вопреки литературным и историческим примерам.

Вот это замечательное вытеснение негативной информации и составляет второй компонент мифа игрока. "А уж я-то обязательно выиграю!!!" Социальные психологи называют это приверженностью защитным атрибуциям.

И третий компонент: во всех когнициях, относящихся к игре, преобладает иррациональное мышление в форме псевдологики и фантастики. Зависимый игрок буквально обвешан ритуалами и приметами, которые якобы обещают безусловный выигрыш. Необходимо обратить внимание на некоторые принципиальные особенности игры: игровой бизнес основан на удовлетворении комплекса специфических потребностей человека, начиная от самых базальных стремлений к материальному благополучию и повышению социального статуса и заканчивая игровой адреналиновой зависимостью.

Упомянем еще о так называемых "факторах уязвимости": при наличии хотя бы двух из перечисленных у вас появляется очень большая возможность стать игроком.

1. Неверные представления о шансах на выигрыш. (На самом деле "однорукие бандиты" запрограммированы только на ваш проигрыш.)

2. Большой выигрыш в начальный период увлечения азартными играми.

3. Склонность к алкоголизму и принятию наркотиков в прошлом или настоящем. (Эндорфины, выделяющиеся при азартной игре, в сочетании с водкой или галлюциногенами - страшная вещь. И здесь как раз обнаруживается еще одна связь азартных игр и алкогольных напитков. Оказывается, люди, подверженные одной из этих болезней, так же склонны и к другой. Ученые установили: вероятность того, что пьющий человек станет патологическим игроком, в 23 раза выше, чем непьющий. И наоборот, чем более человек подвержен азарту, тем больше у него шансов спиться.)

4. Одиночество, депрессивный фон настроения. (То есть те, у кого содержание эндорфинов в крови понижено изначально, гарантированно "подсаживаются" на игру в погоне за эйфорией.)

5. Склонность к импульсивному поведению. (Подобно всем наркотикам игромания прежде всего опасна для творческих людей - тонкая психическая организация души более подвержена разрушению под прессом биохимического эффекта.)

6. Финансовые проблемы. (Такие люди обычно думают: "Ну проиграюсь, и что? Все равно денег нет. А если выиграю?" Население, которое не в состоянии нормально зарабатывать деньги, особенно сильно тянется к игорному бизнесу.)

Немного статистики. Исследования Национальной ассоциации США по проблемам азартных игр свидетельствуют, что у среднестатистического городского жителя любой страны мира есть шансы:

Что же конкретно можно предложить при работе с зависимым игроком? Казалось бы, последовательные шаги работы мало чем отличаются от работы с другими зависимостями. Вывести компульсивное поведение и автоматические мысли на осознаваемый уровень, помочь человеку дифференцировать свои мысли и поведение от мыслей и поведения "демона", научить распознавать и полноценно проживать свои чувства и, безусловно, содействовать тому, чтобы пациент выработал свое, свободное от иррациональностей отношение к игре и атрибутам (свой взгляд). Но основная сложность состоит в том, что истоки проблемы носят архаичный характер и, возможно, возникли на глубинном довербальном уровне. Работать с такими людьми сложно, пока они не создадут миф своей одержимости.

Дело в том, что однажды Фортуна уже была к нам всем более чем благосклонна. Вспомните книжку издательства "Класс" Как стать родителем самому себе" Грэхема, в которой нам предлагалась возможность впервые осознать, что мы стали победителями в забеге на 5 миллионов. То есть из 5 миллионов сперматозоидов только один дал нам жизнь. Согласимся, что этот опыт благоволения Фортуны каким-то таинственным образом закрепился в нашем бессознательном. Может быть, именно он со всей его архитипической мощью бушует в душевном мире несчастного пленника казино, заставляя его совершать все новые и новые попытки еще разок сорвать такой же крупный куш?

И сколько мифов о своем состоянии ни складывают патологические игроки в рамках психодрамы, они обязательно обозначат две ключевые фигуры, на которые приходится содержание архетипических фантазий. Первая - Судьба, Фортуна, фигура женская, монументальная, решающая. Безусловно, так представлен архетип Матери. Несчастный игрок все ждет и ждет улыбки Фортуны, как маленький заброшенный малыш всеми способами пытается добиться маминой ласки.

Вторая фигура, которую мы видим, - это теневой Трикстер, подначивающий, побуждающий играть, зная, что вовлекает человека в безнадежное дело. Удивительно, что и в классической литературе (а на тему азартных игр написано достаточно) мы увидим те же фигуры. Помните пушкинского Германа? Многообещающий таинственный расклад все же оказался проигрышным. Старуха графиня хохочет, Герман лишается разума.

Подытоживая, можно сказать, что психодраматическая работа с человеком, зависимым от азартных игр, чаще всего состоит из таких последовательных этапов:

1. Создание личного мифа о собственном болезненном состоянии, С обозначением фигур Провокатора и Судьбы.

2. Работа с генограммой, то есть интрапсихическое дистанцирование от семейного наследия.

3. Разыгрывание истории о собственном Большом марафоне - все-таки основной выигрыш уже состоялся.

4. Проработка раннего детского опыта и сегодняшних проблем.


На главную страницу сайта

Хостинг от uCoz